В этой статье мы хотели бы рассказать об одной из самых острых проблем на российском рынке мёда. Поговорим о потребительской некомпетентности и наиболее распространенных заблуждениях, которые приводят к тому, что мы покупаем фальсификат, а не мёд. Можно ли дешево купить мёд? Откуда берется дешевый мед? Может ли вообще натуральный мёд быть дешевым продуктом? Да/нет, и почему.
Сравнивать натуральный мёд с простыми продуктами повседневного потребления странно, ибо мёд – это не просто продукт, это уникальный источник здоровья. В древности мед считался волшебным эликсиром, а сегодня во всем мире натуральный пчелиный мёд признан прекрасным иммуностимулятором и энергетиком, о чем свидетельствует множество источников: от документальных фильмов, до научных статей и исследований. О пользе мёда можно говорить бесконечно, приводя бесчисленные примеры из собственного опыта, но сейчас речь не об этом.
Мёд – это не рядовой продукт, и добыча этого сладкого золота сложнейшая работа, требующая от пчеловода не просто знаний, труда и технических ресурсов, а особого мировоззрения и характера. Одна пчела за всю свою жизнь приносит всего 3-4 гр мёда. В одной чайной ложке около 15 гр меда, соответственно для получения всего одной ложки этого прекрасного продукта необходим пожизненный труд 5 пчел. Соответственно для того, чтобы получить 1 кг мёда потребуется труд 333 пчел, которые соберут нектар с 19 млн. цветов. 333 трудовые жизни за кило сладкого лакомства, это не шутки.
Именно поэтому мёд, если это действительно натуральный мед – не может быть дешевым. Более того, качественный мёд – всегда был, есть и будет дорогостоящим продуктом. Только сиропы и прочие фальсификаты могут стоить копейки, «дешево» можно купить что угодно, но не мёд.
Доступный мёд в сетевых магазинах города – это вообще нонсенс, поскольку сами пчеловоды, как правило, не сотрудничают с сетевой розницей. Если точнее, то сетевые магазины не хотят работать с пчеловодами. Это неудобно для торговых операторов по многим причинам: высокие цены и малые объемы одиночного пчелохозяйства – самые очевидные из них. Качество самого мёда и его уникальные свойства, мало интересуют менеджера по закупкам, его задача – вписаться в заданный бюджет, чтобы магазин при этом мог получить максимальную прибыль.
Откуда тогда берется мёд в магазинах? Очень просто! На российском рынке масса торговых предприятий, которые занимаются исключительно перекупкой и спекуляцией мёда. Сами производители – пчеловоды, зачастую не имеют ресурса для того, чтобы наладить стабильный и регулярный сбыт продукции. Пчеловод занимается пчелами, а не продажами. Именно поэтому на отечественном рынке возникло множество компаний, которые занимаются только менеджментом в сфере пчелопродукции.
Существуют разные схемы по которым работают эти компании, но если в двух словах, то дилер скупает по минимальной цене пчелопродукцию у производителя, а затем поставляет ее в сетевые магазины или налаживает собственную продажу. Вместо того, чтобы облегчить жизнь пчеловодов, скупая их продукцию по адекватной цене, дилеры предлагают просто убыточную для производителя цену.
Подобные торговые компании зачастую не способствуют, а наоборот, создают дополнительную проблему на этом рынке, они занимаются демпингом, т.е. искусственно занижают цену на мёд, чтобы увеличить собственный доход. В итоге это приводит к тому, что небольшие пчелохозяйства просто разоряются или работают в убыток, поскольку пасечники вынуждены продавать мёд ниже его себестоимости.
Банкротство пчеловодов – это недопустимая роскошь по целому ряду причин, одна из них – снижение популяции пчел, что негативно сказывается на общей экологической ситуации. Поскольку пчелы не только дают мёд и иную пчелопродукцию, но несут важнейшую функцию (опыление растений) для сохранения и развития биоценозов.
Даже если рассматривать проблему исключительно с потребительской точки зрения, то треть всех фруктов и овощей, которые мы видим на прилавках магазинов, немыслимы без пчелиного опыления, т.е. пчелы – это наши кормильцы! Что бывает, когда пчел не становится, можно увидеть на практике Китая, где в провинции Сычуан из-за гибели пчел в 1980 году, фермеры перешли на ручное опыление, что привело к экономическому кризису всего региона.
Невнимательность к качеству продукции у закупщиков и желание легкой наживы у дилеров приводит к тому, что в результате на прилавках магазинов может оказаться вовсе не мёд, а сахарный сироп или еще что похуже. Постараемся пояснить. Менеджер по закупкам не сильно вникает в тонкости и специфику пчелопродукции, его интересуют другие вопросы: объемы, цена, наличие документации и сроки поставки. А дилер заинтересован в собственной максимальной прибыли.
Прямой интерес дилера – это разница между ценой закупки у пчеловода и ценой продажи магазину или конечному покупателю. Но как это сделать, если мёд недешевое удовольствие? Пчеловод не может продавать мёд дешевле себестоимости, а ведь есть еще расходные материалы, собственный труд, постоянные потери из-за массы обстоятельств: от природных условий до болезни пчел. Дилер же не может приобретать мёд по цене, удобной пчеловоду, поскольку должен вписаться в цену закупщика, получив при этом очевидную прибыль. Это столкновение рыночных интересов приводит к очень негативной ситуации, в которой многие дилеры начинают «грязную игру».
Что значит «грязная игра»? Это значит, что компании-перекупщики зачастую начинают увеличивать объем продукции, путем купажирования мёда с иными веществами. Чаще всего, это сахарные сиропы различных вариаций. Почему сахарные сиропы? Потому, что сахар значительно дешевле натурального мёда, а при помощи современных красителей, ароматизаторов, загустителей и вкусовых добавок его можно сделать очень похожим на настоящий мёд, только это не мёд, а фальсификат. Самого мёда в таких смесях может быть совсем немного – порядка 15-20%.
В результате на прилавки магазинов попадает не уникальный источник здоровья, а просто сладкий сироп, который наоборот может навредить здоровью из-за различных добавок. Зато дешево, просто и быстро – у дилеров и продавцов нет дефицита в подобной продукции, а то, что конечный потребитель покупает сахар – так ведь он не различает, и готов покупать что угодно.
Грязной игре недобросовестных дилеров способствует высокий уровень коррупции в России, что приводит к тому, что вся сопроводительная документация медовой продукции: декларации, сертификаты, анализы, тесты, разрешения и паспорта пасек – условные бумажки. Сегодня их можно просто и недорого купить.
Второй вариант «грязной игры» торговых операторов, это закупка старых урожаев мёда с последующим роспуском. Т.е. дилер скупает у разных пчелохозяйств старый мёд, который пасечники готовы отдать по минимальной цене, а затем смешивает его и распускает, чтобы мёд приобрел жидкую консистенцию. Эти манипуляции позволяют дилеру выдавать мёд, которому уже 2-4 года за свежий мед нового урожая. Тут существует огромная опасность, а именно нарушение правил технологии роспуска мёда. О неправильном роспуске мёда мы уже говорили в статье: Фасованный мёд: pro et contra, но если кратко, то перегрев мёда – уничтожает важнейшие качества натурального мёда, превращая его в подобие сахарного сиропа.
Такое положение дел на российском рынке приводит к тому, что сам потребитель справедливо теряет доверие к продукту, и рассматривает мёд как обыкновенный подсластитель, который должен быть дешевым. И, к сожалению, он может быть прав. Покупая мёд в крупных сетевых магазинах, мы с шансом 50/50 можем купить не мед, а подделку.
Именно поэтому «Гора Мёда» рекомендует приобретать мёд исключительно у самих пчеловодов или в специализированных магазинах. Покупая мёд у производителя, вы не только приобретаете натуральный продукт, вы вносите свою лепту в сохранение экологии планеты. Уважайте натуральный продукт и свое здоровье.
В магазин:купить мёд
Все чаще можно услышать вопрос: «Как проверить мёд на натуральность?». Вопрос очень актуальный и важный, поскольку в последнее время очень возросло количество некачественной продукции на рынке мёда. Более того, с каждым годом, купить натуральный мёд высокого качества становится все сложнее! ...читать полностью
Полезное лакомство, важный ингредиент противопростудных и общеукрепляющих составов, великолепное косметическое средство - все это - он, любимый и детьми, и взрослыми продукт. Все это - мед. А знаете ли вы, как пчелы делают мед? Нет? Тогда постараемся описать ту сложную работу по превращению цветочного нектара в целебную сладость, которую проделывают маленькие полосатые труженицы. ...читать полностью
О проблемах формирования бренда на отечественном рынке мёда. Что мешает российским пчеловодам создавать презентабельный натуральный продукт? Вступительная статья обзора российского рынка мёда с точки зрения дизайна упаковки и фасовки продукции. Очень давно уже пытаемся написать этот обзор мировых брендов и самых удачных дизайн-решений для упаковки мёда. Компания «Гора Мёда» сторонник новых интересных решений, поэтому мы давно отслеживаем мировой рынок на предмет лучших форм. ...читать полностью
По своим целебным свойствам этот сорт не только не уступает своим собратьям, но и в некоторых случаях превосходит их. Каковы же полезные свойства каштанового мёда для укрепления иммунной системы человека? ...читать полностью
Я, как убежденный апологет медоедства, всем встречаемым мною людям, всегда советую есть мёд и, в обязательном порядке, приучать к нему своих детей. На что очень часто слышу: «Мёд – детям? Нет! Это же такой сильный аллерген!». Пришло время нам с вами разобраться в вопросе: существует ли аллергия на мёд или это заблуждение. ...читать полностью